Отечественный АПК, не смотря на неоднозначные итоги экономических реформ 90- х годов начиная с 2007 года (Национальный проект «Развитие АПК» сельского хозяйства на 2008-2012 годы) продемонстрировал способность решать масштабные государственные задачи развития сельского хозяйства, направленные на создание системы способной эффективно противостоять возникающим угрозам в области обеспечения продовольственной безопасности России. Дальнейшие шаги в этом в этой области были направлены на расширение и углубление аспектов входящих в понятие продовольственной безопасности, реализация которых привела к тому, что сегодня на фоне практически полного обеспечения страны основными продуктами питания, мы говорим не просто о продовольственной безопасности, а ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ суверенитете сельскохозяйственного производства.
Основные этапы этих преобразований:
1) 2007 г. - Национальный проекта развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы – основная цель которого – обеспечить население основными продуктами питания. Достигнут уровень самообеспеченности по ряду основных продуктов
2) 2010 г. - первая «Доктрина продовольственной безопасности» - продовольственная безопасность, как составляющая системы экономической безопасности страны. Определены стратегические приоритеты развития пищевой и перерабатывающей промышленности, государственной поддержки производства и экспорта отечественной сельхозпродукции. Достигнута самообеспеченность по большинству основных продуктов, а по ряду из них появились серьезные экспортные успехи.
3) 2020 г. – вторая доктрина «Доктрина продовольственной безопасности» - состояние экономики страны, при которой обеспечивается продовольственная независимость РФ, гарантирующая доступность для граждан пищевых продуктов. Определен минимальный уровень самообеспечения семенами ОТЕЧЕСТВЕННОЙ селекции основных с/х культур/
Можно с уверенностью сказать, что все поставленные задачи были уверено выполнены или выполняются (по семенам). И сегодня уже пришло время когда мы должны рассматривать не просто продовольственную независимость, обеспеченную необходимыми объемами сельхозпродукции, а, в первую очередь, а проднезависимость обеспеченную отечественной технологической цепочкой в которой семена являются ключевым элементом. И здесь надо отметить, что по большинству ключевых (обеспечивающих продбезопасность) культур у нас уже нет критической зависимости от иностранных поставок. Пшеница, рис, кукуруза, подсолнечник, соя и даже сахарная свекла сегодня не имеют критической зависимости от иностранных поставок. Уверен, что в ближайшие годы мы избавимся и от слова «критическая». Можно много спорить об уровнях урожайности отечественной и иностранной селекции (там доля правды есть у обе сторон), но сегодня отечественное семеноводство по культурам составляющим продовольственную безопасность страны способно обеспечить стабильную работу российского АПК. Хотя конечно же не все идеально и много еще надо сделать по овощным культурам, а также таким нишевым как восковидная кукуруза, пивоваренный ячмень, твердая пшеница и другие. Скорее всего для достижения технологического суверинитета по ним потребуется больше времени. Надо просто используя всю палитру возможностей наращивать темпы работы совместно с потребителями их семян и товарной продукции.
Уже сейчас видна положительная динамика обеспеченности семенами отечественной селекции по таким важным культурам, как подсолнечник кукуруза, сахарная свекла. Уже в этом году около 50% посевов подсолнечника были засеяны семенами отечественной селекции, а площадь семенных участков отечественной селекции этой культуры в текущем году позволяет с полным основанием ожидать, что на посевную 2025 года мы будем иметь отечественных семян подсолнечника на 75% посевной площади. Площадь семенных посевов кукурузы и переходящие остатки прошлого года позволяет с большой уверенностью прогнозировать полное обеспечение отечественных аграриев семенами этой культуры без импортных поставок. При этом семян отечественной селекции будет на отечественном рынке в пределах 60-70%. В этом году мы также видим практически пятикратный рост продаж семян гибридов сахарной свеклы отечественной селекции (с 3до 15%). Еще три года назад о таких результатах можно было только мечтать.
Можно с уверенностью сказать, что успехи есть, они весьма серьезные и являются прямым следствием изменения отношения к отечественной селекции и семеноводству со стороны государства его органов власти, как законодательной, так и исполнительной. Важнейшую роль здесь сыграло и принятие нового закона «О семеноводстве» (определение семена отечественной селекции) и постановление правительства о локализации производства семян и др. нормативные акты вытекающие из перечисленных документов и «Доктрины продовольственной безопасности». Особенно нужно отметить, что в дискуссисиях, которые проходят на различных совещаниях, круглых столах от выступающих практически перестали звучать призывы, что мы (т.е. Россия) должны встраиваться в мировую цепочку добавленной стоимости в области селекции и семеноводства. Да мы должны продолжать сотрудничество с зарубежными компаниями, брать от них все что нам нужно, но при этом по мимо финансовой выгоды еще и стремиться к повышению технологического суверенитета.
Сегодня пришло время переносить «центр тяжести» на обеспечение технологической независимости как в генетическом плане, так и в наличии отечественных современных методов ускоренной селекции. При этом в очередной раз хочу возразить скептикам, утверждающим, что у нас ничего в этой области нет, что мы никогда уже не догоним «передовые» страны. На слайде видно, что практически все современные методы селекции (в том числе и ускоренной) нашими селекционными центрами всех форм собственности применяются. Как промежуточный вывод – база для развития этих направлений селекции у нас есть, надо только грамотно ей распорядится. Необходимо совместно с селекционными компаниями находить эффективные меры стимулирования скорейшего внедрение в массовое использование этих методов с учетом острейшего кадрового дефицита. Как вариант – создание многофункциональных центров генетической компетенции, предоставляющих специализированные услуги и где селекционер либо может арендовать приборную базу, либо провести необходимые исследования с участием опытных специалистов за приемлемую плату. Здесь же можно стажировать и своих специалистов. Как минимум над этой идеей нужно подумать.
Но в любом случае основной целью аграрной части национального проекта «Научно-технологический суверенитет», на наш взгляд должно быть двукратное сокращение периода создания и внедрение в производство сортов/гибридов сельскохозяйственных культур, что труднодостижимо без технологического лидерства по всем направлениям генетики и селекции.
Не смотря на видимые успехи, мы должны констатировать, что не решенных задач, стоящих перед отечественных семеноводством еще очень и много. Назову на наш взгляд наиболее важные и первоочередные:
1. Необходимо широкое внедрение в практику селекционной работы приемов позволяющих значительно ускорить создание и широкое внедрение в производство новых селекционных достижений (практически в два раза). Многие отечественные компании в своей работе используют практически все организационные и технологические приёмы ускорения селекции табл. 2, но необходимо, чтобы эти приемы широко использовались всеми отечественными селекционными компаниями и селекционными центрами. Для их широкого внедрения необходим и другой подход к подготовке кадров их должно быть больше и спектр специалистов, который обеспечивает все этапы селекционного процесса должен быть гораздо шире.
2. Подготовка необходимого количества кадров для полного обеспечения цепочки селекции и семеноводства с использованием всех известных приемов повышающих эффективность селекционного процесса (от программистов, генетиков, биохимиков до традиционных селекционеров и семеноводов, подготовленных по современным учебным программам).
3. Совершенствование нормативно правовой базы, регламентирующейи администрирующей перемещение семян по территории РФ и за ее пределы. И прежде всего:
3.1. изменение требований по проверки семян на наличие в них ГМО.
3.2. уточнения порядка отбора проб для проведения анализов при получении карантинных документов. Иногда они просто не выполнимы и не учитывают все возможные ситуации, связанные с движением семян в малых количествах. Прежде всего это касается селекционных партий в штучном количестве (по 30-50) семян (или партий мелкосемянных культур – укроп). В настоящее время при весе партии в 10 грамм по методике для получения сопроводительных карантинных документов требуется отбирать образец весом 1,5 кг.
3.3. чрезмерное дробление десятилетиями существующих карантинных зон. Есть примеры, когда зоны между собой граничат, но при этом они устанавливаются по границам пользователей земельных участков и территориальных образований. Наиболее яркий пример это амброзия полынолистная, по которой на наш взгляд все граничащие между собой карантинные зоны нужно объединить в одну, что без всякого ущерба для фитосанитарной обстановки существенно сократит затраты на администрирование перемещения семян.
4. Еще позавчера нам необходимо было ставить задачу выхода на экспортные поставки семян отечественной селекции, что стимулировало повышение конкурентоспособности отечественных семян и рост экспортной выручки. Сегодня необходимо существенно дополнять как монитарные, так и не монитарные меры государственной поддержки в этом направлении. изменять подходы к увеличить объем экспорта семян.