В Российской Федерации в результате агрессивной маркетинговой политики глобальных компаний с 2005 года стал отчетливо наблюдаться тренд на снижение использования сельхозтоваропроизводителями семян отечественной селекции, что со временем привело к высокой зависимости отечественного растениеводства от импорта семян. К 2020 году доля отечественных семян, используемых для выращивания таких важнейших культур, как сахарная свекла, подсолнечник, кукуруза, оказалась на недопустимо низком уровне и составляла 2, 28 и 50 процентов соответственно (табл. 1). Критическая ситуация с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности сложилась также и с семенами масличного рапса и картофеля.
Министерство сельского хозяйства РФ в этот период искало механизмы поддержки отечественного семеноводства, из которых наиболее финансово емким было субсидирование затрат сельхозтоваропроизводителей на приобретение элитных семян и приравненных к ним гибридов кукурузы первого поколения. Но надо сказать, что существенного эффекта для селекционно-семеноводческих компаний эта мера не имела, так как фактически бюджетные средства предназначались для производителей товарной продукции. В какой-то части это даже способствовало снижению качества семян элиты, так как в условиях резкого увеличения спроса на семена этой категории (в отдельных хозяйствах ею засевалось более 80% площади) семхозы не могли обеспечить надлежащей сортовой чистоты, что привело к массовой апробации элиты на элиту или простой фальсификации документов. В качестве мер господдержки было введено субсидирование затрат на производство семян F1 и ситуация резко изменилась в связи с тем, что семеноводческие компании стали напрямую получать финансовые средства, которые в большинстве своем пошли на модернизацию существующих семенных заводов. А в 2015 году к этим мерам добавилось еще и субсидирование части затрат на строительство и модернизацию селекционно-семеноводческих центров (к сожалению большая их часть использовалась на строительство сушилок и модернизацию зернотоков, построенных в прошлом веке).
Важным дополнением в комплексе мер поддержки стало принятие в 2017 году «Федеральной научно-технической программ развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы», в рамках которой были приняты подпрограммы развития селекции и семеноводства картофеля и сахарной свеклы. Внесенные в ФНТП изменения (прежде всего направленные на укрепления взаимодействия бизнеса и науки), а также расширение перечня задействованных культур сделали ее достаточно эффективным инструментом развития отечественной селекции. А установленная во второй редакции Доктрины продовольственной безопасности, принятой в 2020 году, задача довести до 2030 года долю отечественных семян до 75% (и более) в посевных площадях основных сельхозкультур принципиально изменила отношение к развитию отечественных селекции и семеноводства.
Эти меры позволили остановить снижение объемов использования отечественных семян (табл.1), но коренным образом изменить ситуацию на рынке семян не удалось. И это понятно, так как на протяжении тридцати лет Россию настойчиво «вписывали» в глобальную мировую экономику в качестве сырьевого придатка (страны третьего мира), не позволяя развивать высокотехнологичные производства, к которым относятся селекция и семеноводство.
Таблица 1. Доля семян кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы отечественной селекции
Обострение международных отношений в феврале 2022 года и принятие многочисленных экономических санкций против России резко увеличили риски срыва своевременных поставок семян по импортозависимым сельскохозяйственным культурам. Общий ход подготовки к посевной 2022 и 2023 года наглядно показал, к чему приводит чрезмерная зависимость сельхозпроизводства от поставок зарубежных семян, а также то, что без радикальных мер изменить ситуацию не возможно.
Сев яровых культур весной 2022 года проходил в напряженной обстановке под постоянной угрозой срыва поставок иностранных семян из-за нарушений отработанной в предыдущие годы оптимальной логистики по импортозависимым сельхозкультурам. Специалисты Депрастениеводства МСХ РФ были вынуждены практически в ручном режиме сопровождать фуры с иностранными семенами для того, чтобы обеспечить своевременную поставку семян конечному покупателю. Делалось все возможное и невозможное для того, чтобы яровые культуры были посеяны на запланированных площадях. В сложившихся условиях некоторые продавцы не смогли устоять от соблазна получения сверхприбыли (все по К. Марксу).
При этом нужно отметить два принципиальных момента:
1. Отечественные селекционно-семеноводческие компании ответственно выполняли условия заключенных контрактов, отгружая оплаченные семена, сохранив ранее объявленные цены, несмотря на имеющуюся возможность продать семена дороже. Многие из них своим проверенным клиентам отпускали их даже в долг, не требуя от государства дополнительной финансовой помощи в краткосрочной перспективе.
2. Ситуация же с поставщиками иностранных семян складывалась иным образом. Большинство зарубежных компании в первой половине марта 2022 года, ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства, расторгли с российскими аграриями контракты на поставку семян. А через две недели, когда семена «чудным» образом появились в тех же объемах, предложили их сельхозтоваропроизводителям по значительно большей (до двух с половиной раз) цене, которая не была откорректирована после укрепления рубля к доллару. Рост цен произошел, несмотря на беспрецедентную помощь зарубежным компаниям со стороны МСХ РФ по упрощению таможенных и карантинных процедур при доставке семян из-за рубежа. Многочисленные случаи пересмотра уже оплаченных контрактов в очередной раз показали, что высокая зависимость от иностранных семян, даже при условии привязки их цен к доллару/евро, не позволяют гарантировать их физическую поставку даже по заблаговременно и полностью оплаченным договорам. Все это наглядно показало необходимость скорейшего достижения параметров «Доктрины продовольственной безопасности» в части обеспечения сельхозпроизводства отечественными семенами. В сложившихся условиях Минсельхоз России был вынужден в сжатые сроки разработать и приступить к реализации комплекса мер, предусматривающих как стимулирование производства отечественных семян, так и защиту семенного рынка страны вплоть до введения квот на импорт семян из недружественных стран при условии максимального увеличения их производства отечественными компаниями.
Отечественные семеноводы в сложившихся условиях, несмотря на некоторый недостаток финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов, приложили все усилия для увеличения площади семеноводческих посевов и производства продукции. И уже в 2023 году объем произведенных в России семян позволил Правительству страны принять взвешенное решение о регулировании отечественного семенного рынка с помощью соответствующих квот по наиболее импортозависимым культурам. Итоги 2024 года показали правильность принятого решения — доля семян подсолнечника отечественной селекции в 2024 году по сравнению с 2023 годом увеличилась с 30 до 43%, то есть рост составил 13%, а сахарной свеклы - в 2,5 раза (с 3 до 8%). По кукурузе существенных изменений не произошло, прежде всего потому, что в отсутствии опыта квотирования не удалось сбалансировать спрос и предложение семян на фоне взрывного роста их производства, а также снижения посевных площадей товарной кукурузы в текущем году. Это, по данным Депрастениеводства МСХ РФ, привело к снижению потребности в семенах с 85 до 80 тыс. тонн и, как следствие, к существенным складским остаткам как иностранной, так и отечественной селекции. При этом доля посевных площадей товарной кукурузы, засеянной семенами отечественной селекции, увеличилась лишь на 2%.
Также усугубило ситуацию и увеличение на рынке доли фальсифицированных семян (по большей части иностранной селекции), а так же резко возросший контрабандный ввоз в Россию из сопредельных стран.
На протяжении двух лет квотирование ввоза семян подвергалось жесткой критике в основном со стороны лиц, имеющих прямой или косвенный, иногда завуалированный интерес в доминировании на отечественном рынке семян селекции недружественных зарубежных стран. Как правило ими использовались два основных довода:
На рынке должна быть свободная конкуренция. Квотирование нарушает правила ВТО и вообще это не по «капиталистически». Но на фоне введения и ужесточения санкций, налагаемых как на Россию так и на другие страны со стороны самой «капиталистической» страны, поборницы этой самой «свободной» конкуренции — США, этот аргумент выглядит не то что не серьезно, а просто смешно.
Отечественная селекция существенно уступает иностранной, и это приведет к снижению урожайности и валовых сборов важнейших сельхозкультур. Но, как видим на примере ситуации с соотношением товарных посевов кукурузы, засеянных отечественными и иностранными семенами, имевшиеся опасения по снижению валовых сборов кукурузы из-за снижения доли использования иностранных семян и более низкой урожайности отечественных гибридов фактически опровергаются результатами текущего года. Мы действительно наблюдаем в 2024 году снижение урожайности и валового сбора по сравнению с предыдущим годом (табл. 2.), но это связано с экстремальными погодными условиями (впервые за весь период наблюдений) на большей части территории РФ, где она возделывалась.
Таблица 2 Урожайность и валовые сборы кукурузы и подсолнечника в 2023-2024 гг.
Если объективно посмотреть на результаты 2024 года, то можно с уверенностью утверждать, что они доказывают высокую эффективность квотирования как механизма регулирования рынка семян и поддержки отечественных селекционно-семеноводческих компаний. Вместе с тем наглядно проявилась и необходимость активно борьбы с контрафактом и контрабандой, а также учитывать их присутствие на рынке при расчете размеров квот.
Благодаря этому механизму отечественные компании в 2024 году расширили площади семеноводческих посевов и нарастили производство семян для посевной 2025 года по:
подсолнечнику до 32,4 тыс. тонн (в том числе гибридов 24,4 тыс. тонн ), что составит 74% ( 55% по гибридам) от потребности рынка,
по сахарной свекле на 50% до 400 тыс. п. е. или до 30% от потребности рынка,
А по кукурузе, несмотря на не совсем удачно сложившийся год имеются все предпосылки увеличить долю семян отечественной селекции до 60-70%.
Кроме того, подобные меры позволяют отечественным селекционно-семеноводческим компаниям не только планировать свою деятельность на более длительную перспективу, но и направлять существенно больше средств на селекционную работу и модернизацию производства. Наглядным подтверждением этого является активизация их интереса к участию в «Федеральной научно-технической программе развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы». Так по развитию селекции подсолнечника и кукурузы в подпрограммах ФНТП участвует такое количество компаний, что уже от участников рынка звучат предложения о необходимости переноса акцентов на развития семеноводства других культур как, например овощных и плодово-ягодных культур.
В заключении можно констатировать, что квотирование ввоза семян является эффективной мерой, позволяющей на первоначальном этапе создать равные конкурентные условия для сравнительно молодых отечественных компаний, позволяющие им успешно противостоять транснациональным гигантам.