Анализ ситуации сложившейся в российской системе государственного сортоиспытания
В настоящее время, данные полученные на многих сортоиспытательных участках, при проведении государственных испытаний гибридов подсолнечника вызывают серьезные сомнения в их объективности и, соответственно, в правильности принимаемых решений о включении в государственный реестр селекционных достижений допущенных к использованию (далее - Реестр). Имеющиеся проблемы настолько серьезны и очевидны большинству селекционеров, что с каждым годом увеличивается количество экспертов, предлагающих вообще ликвидировать систему сортоиспытания. Объективно, подобные разговоры имеют под собой почву, поскольку в некоторых странах с развитым сельским хозяйством, где государственное сортоиспытание как таковое не проводится, а формирование Реестров осуществляется фактически на основе заявлений их авторов. Наиболее яркий пример – США, где реализован подобный подход.
На наш взгляд, существуют две основные причины, которые привели к настоящему положению в российском сортоиспытании:
Отсутствует как система шифрования испытуемых сортообразцов, так и порядок их анонимной рассылки на госсортоучастки, что не позволяет исключить «заинтересованное» субъективное влияние на результаты сортоиспытания и решения комиссии о включении сортов и гибридов в Реестр.
Хроническое недофинансирование на протяжении последних 25 лет всех звеньев системы госсортоиспытания. Из-за чего на подавляющем большинстве государственных сортоиспытательных участков агротехника не соответствует современной, высокоинтенсивной технологии возделывания подсолнечника под которую создаются современные сорта и гибриды. При этом недостаток квалифицированных сотрудников (от агрономов до рабочих-механизаторов) не позволяет в полном объеме проводить учеты, технологические операции и уходные работы в сжатые сроки, обеспечивающие необходимую достоверность опытов.
По мнению экспертов ассоциации ситуация не меняется долгое время по следующим причинам:
Работников ФГБУ «Госсортокомиссия» она устраивает, так как:
Доставку сортообразцов на каждый сортоучасток осуществляет сам автор сортов и гибридов, ФГБУ «Госсорткомиссия», в этом случае, не несет организационно-финансовые затраты на рассылку семян (сопроводительных документов, в т.ч. на оформление карантинных сертификатов);
ФГБУ «Госсортокомиссия» нет необходимости выделять для хранения образцов соответствующие склады, которые нужно содержать и фумигировать;
Отсутствует необходимость организовывать протравливание всех испытываемых сортообразцов одним протравителем;
Некоторые представители ФГБУ «Госсорткомиссия», в связи с имеющейся у них возможностью скорректировать полученные результаты, становятся «нужными» людьми.
Представителей зарубежных фирм ситуация устраивает потому, что:
Дефицит специализированной селекционной техники (селекционные сеялки и комбайны) вынуждает некоторые сортоучастки принимать от зарубежных компаний помощь в виде бесплатного предоставления перечисленной техники для своевременного проведения технологических операций и уходных работ. Это ведет к возникновению неформальных отношений между специалистами ФГБУ «Госсорткомиссия» и иностранных компаний, что порождает постоянные разговоры об ангажированности первых.
Оставшаяся часть селекционного сообщества высказывает ежегодно нарастающее сомнения в объективности данных госортоиспытаний, а наиболее сильные селекционные центры все настойчивее требуют учитывать данные по их экологическим испытаниям при принятии решений о включение сортов в Реестр.
Изменить сложившееся положение можно, либо ликвидировав систему госсортоиспытания по примеру США, либо осуществив ее реформирование.
Ликвидация системы сортоиспытания в настоящее время неприемлема, так как отечественное растениеводство крайне нуждается в объективных данных о хозяйственной ценности тех или иных сортов.
Пример, США не может быть аргументом в данном споре, так как в этой стране за последние двести лет, в условиях рыночных отношений сформирован высоко конкурентный рынок услуг, удовлетворяющий нужды сельского хозяйства, в том числе и в последних достижениях селекции и семеноводства. В этих условиях успех или «провал» нового сорта (гибрида) быстро становится достоянием большого количества фермеров и соответствующим образом отражается на доходах семенных компаний.
К сожалению, общий кадровый и технологический уровень отечественного сельского хозяйства не позволит большинству хозяйств самостоятельно объективно определить наиболее подходящие для их условий сорта и гибриды. Простой анализ профессионального уровня агрономической работы в сельхозпредприятиях показывает, что в подавляющем числе хозяйств сложно найти книги истории полей, а об опытном поле агронома говорить не приходится вообще. Кроме того, в России за 25 лет так и не сформировалась профессиональная система независимого консультирования, пользующаяся доверием аграриев. Поэтому, при отмене госсортоиспытаний в ближайшие десятилетия сельхозтоваропроизводители свой выбор сортов и гибридов будут продолжать определять, основываясь на рекламной информации наиболее «шустрых продажников» и на финансовых возможностях своих хозяйств. Многолетний опыт показывает, что многие из них выберут то, что подешевле пусть даже сомнительного происхождения и качества, не гнушаясь даже контрафакта. В связи с этим, предложение о ликвидации системы государственного сортоиспытания, активными сторонниками которого выступают некоторые отраслевые союзы (чаще не селекционные) является архивредным.
В сложившейся ситуации, по мнению наших экспертов, для снижения затрат на модернизацию и содержания государственной системы сортоиспытания необходимо осуществить следующие мероприятия:
Оптимизировать общее количество сортоиспытательных участков и объем сортоопытов.
При этом оптимизацию проводить, руководствуясь следующими критериями:
Оставлять только те сортоучастки, которые по своей технической оснащенности способны обеспечить проведение сортоопытов в условиях передовых агротехнологий, принятых для конкретной зоны испытания. Это необходимо потому, что в сортоопытах на низком агрофоне современные высокоинтенсивные сорта и гибриды не в состоянии полностью раскрыть свой потенциал.
Количество сортоопытов на сортоучастке должно соответствовать реальным возможностям участка с учетом количества и квалификации персонала, оснащения техникой и т.д. Это позволит прекратить практику, когда количество сортоопытов определяется исходя из поступивших заявок на сортоиспытания, а не из возможностей сортоучастка (особенно остро эта проблема просматривается по кукурузе и подсолнечнику, где нагрузка на сортоучастки резко возросла из-за большого количества ежегодно предоставляемых на испытания иностранных сотообразцов. Несоответствие возможностей участка с реальным объемом испытаний ведет к затягиванию сроков проведения учетов и сельхозработ (растянутые сроки сева и уборки), что может критически исказить результаты опытов.
В каждом субъекте федерации определить два-три базовых сортоучастка, на которых сформировать мехотряды (МТС) оснащенные специализированной, селекционной техникой (сеялками, комбайнами и средствами их транспортировки) для обслуживания сортоучастков исходя из условий конкретного региона в радиусе 150-300 км. Положительный опыт такого подхода к организации испытаний имеется как у зарубежных компаний, так и в отечественном сортоиспытании. В частности ООО «Майзадур Кубань» одним селекционным комбайном убирает опыты, расположенные на расстоянии 300-500 км, а краснодарский филиал ФГБУ «Госсортокомиссия» уже два года успешно применяет подобный метод в сотрудничестве с базовым крестьянско-фермерским хозяйством. Подобная организация работ позволяет в пять раз снизить потребность средств на переоснащение сортоиспытательных участков.
Участки же, которые либо не в состоянии обеспечить необходимый уровень агротехники, либо не укомплектованы необходимым количеством специалистов для проведения сортоиспытаний освободить от проведения последних, но предоставить им право хозяйственной деятельности (производства семян). Это позволит им сохраниться в системе без государственного финансирования. Исключение делать только для ограниченного количества специализированных сортоучастков, обладающих исключительными характеристиками (почвенно-климатические условия и т.д.)
Привлечь к государственному сортоиспытанию региональные НИИ сельского хозяйства и частные селекционно-семеноводческие компании, что позволит расширить количество точек сортоиспытания фактически без затрат бюджета на их оснащение селекционной техникой. В настоящее время практически все НИИ и селекционно-семеноводческие компании при реализации селекционных программ для сравнения своих достижений с достижениями конкурентов проводят и экологические испытания собственных сортов и сортов других фирм.
Для реализации этого предложения необходимо:
ФГБУ «Госсортокомиссия» совместно с отраслевыми союзами определить порядок участия селекционных компаний и учреждений в госсортоиспытании, а так же исчерпывающий перечень требований к ним.
Селекционно-семеноводческим компаниям и учреждениям проводить сортоиспытание по методике ФГБУ «Госсортокомиссия» всех сортообразцов культур поступивших в регион на сортоиспытания.
Специалистам ФГБУ «Госсортокомиссия» в течении сезона осуществлять проверку соблюдение методики сортоиспытания селекционно-семеноводческим компаниями и учреждениями, участвующими в данной программе.
После оптимизации количества сортоиспытательных участков внедрить систему шифрования предоставленных на испытания сортообразцов и порядка их анонимной рассылки на государственные и негосударственные сортоучастки.
В связи с тем, что эта система выявит ряд «огрехов» на сортоучастках, ее необходимо запускать поэтапно в течение 3-5 лет, одновременно с оптимизацией проводимой внутри ФГБУ «Госсортокомиссия». Целесообразно начать с культур, где сложилась наиболее острая ситуация и селекционно-семеноводческое сообщество готово и способно при проведении сортоопытов обеспечить соблюдение методик, например, с кукурузы и подсолнечника где имеется положительный опыт сотрудничества ФГБУ «Госсортокомиссия» и отраслевой ассоциацией НАПСКиМК.
Одним из вариантов переходного периода может быть параллельное проведение сортоиспытания в системе ФГБУ «Госсортокомиссия» (по правилам принятым сейчас) и на селекционно-семеноводческих центрах, куда образцы будут предоставлены в зашифрованном виде.
Мы понимаем, что высказанные предложения по реформированию системы госсортоиспытания далеко не идеальны и не решают всех накопившихся проблем, но убеждены в том, что в ходе публичной дискуссии должны быть выработаны и, в последствии, реализованы предложения по совершенствованию системы сортоиспытания. Минисельхозом России уже приняты и разрабатываются новые меры государственной поддержки селекции и семеноводства, в том числе подпрограммы по наиболее критическим культурам (сахарная свекла, картофель, овощи) и главным критерием эффективности этих мер должно стать не только включение отечественных сортов (гибридов) в Реестр, но и расширение производственных площадей под ними. Достичь этого без эффективной (прежде всего объективной и необременительной для государства) системы сортоиспытания не возможно.
В заключении хочется подчеркнуть, что после распада СССР и до введения санкций вопрос о продовольственной безопасности с точки зрения обеспечения страны отечественными семенами вообще не рассматривался и как следствие, внимание к проблемам в системе госсортоиспытания значительно ослабло, она в значительной степени «варилась в собственном соку». И нужно сказать большое спасибо всем сотрудникам ФГБУ «Госсортокомиссия», за их преданность своей профессии. Предлагаемые меры, в том числе направлены на повышение престижности их труда и его оплаты.