Итоги посевной 2024 года позволяют говорить о том, что благодаря принимаемым мерам государственной поддержки по ряду сельскохозяйственных культур наблюдается существенный рост использования семян гибридов отечественной селекции. Наибольшие успехи достигнуты по таким важным импортозависимым культурам как подсолнечника и сахарная свекла. Так доля отечественных семян подсолнечника в 2024 году по сравнению с 2023 годом увеличилась с 30 до 43%. (табл. 1)
Таблица 1. Производство и доля семян подсолнечника отечественной селекции в 2023-2025 гг.
Таблица 1. Производство и доля семян подсолнечника отечественной селекции в 2023-2025 гг.

При этом производство семян гибридов увеличилось более чем в 2,2 раза и достигло 9,5 тыс. тонн. Необходимо отметить, что практически все произведенные отечественные семена гибридов (97%) были реализованы сельхозтоваропроизводителям. Не смотря на неблагоприятные погодные условия текущего сезона, для посевной 2025 года будет произведено не менее 19,4 тыс. тонн семян гибридов отечественной селекции (двукратное увеличение по отношению к 2024 году), а их общая доля на рынке составит 67%. Нужно подчеркнуть, что с ростом объемов производства семян принципиально расширилась и линейка предлагаемых для реализации гибридов. Так у всех ведущих отечественных компаний есть гибриды устойчивые ко всем расам заразихи, для всех технологий выращивания (классическая, Экспресс, Клеарфилд, Клеарфилд+) и для всех зон возделывания этой культуры.
Значительных результатов удалось добиться и в вопросе обеспечения отечественными семенами сахарной свеклы, реализация семян которой в России увеличилась с 25 тыс. п. е. в 2023 году до 220 тыс. п. е. в 2024 году и должна достигнуть 400 тыс. п. е. в 2025 году, что составит 30 % объема отечественного рынка. Особо необходимо отметить, что семена этой культуры поставляются и на экспорт (АО «Щелково Агрохим»). В частности в 2023 г. в Египте было продано 10 тыс. п. е., что более чем в два раза превысило поставки предыдущего года. Это подтверждает высокую конкурентоспособность отечественной селекции.
Достигнутые результаты во многом стали возможны благодаря мерам по защите отечественного семенного рынка и активизации бизнеса в последние годы по инвестированию в отраслевые бизнес-проекты с долгосрочной окупаемостью. Чему, безусловно, способствовали принятые в последние годы нормативно-правовые акты (прежде всего по локализации селекции и семеноводства и введению ограничений на ввоз семян иностранной селекции), а так же реализация Федеральной научно-технической программы. Это положительно отразилось и на темпах развития отечественной селекции и семеноводства. В настоящее время целевой индикатор прироста объема производства семян новых отечественных сортов сельскохозяйственных растений на 2024 год в размере 5% выполняется. Есть все основания ожидать выполнения этого индикатора и в последующие годы (до 2030). Увеличение доли отечественных семян на рынке происходит, не смотря на активную информационную компанию по дискредитации государственной политики в области селекции и семеноводства со стороны лиц заинтересованных в сохранение доминирующего положения иностранных семян на отечественном рынке. Часто в средствах массовой информации, сети интернет и открытых письмах «от имени всего отраслевого сообщества» приводятся, не подкрепленные соответствующими объективными данными, сведения о более высоких качественных показателях семян гибридов и сортов иностранной селекции. Как правило приводятся или не полные данные, или вырванные из общего контекста фразы, которые должны сформировать у читателя мнение о катастрофическом снижении объемов производства продукции растениеводства при переходе на возделывание отечественных сортов и гибридов. Практически всегда такие статьи и письма подаются как мнение всего отраслевого сообщества, а готовятся они, как правило лицами, деятельность которых на прямую связана с продвижением интересов иностранных семенных компаний. Наглядным примером такого подхода является письмо президента РЗС - А.Л. Злочевского (приложение 1), которое практически дублирует статью (https://t.me/seedsinrussia/275, опубликована в комментариях) бывшего политического координатора Федерального союза селекционеров Германии С.В. Платонова (приложение 2).
Безусловно принимаемые Минсельхозом России меры оказывают положительное воздействие на импортозамещение в области семеноводства и селекции, вместе с тем по нашему мнению есть необходимость дальнейшего совершенствования нормативных документов регулирующие обращение семян. В частности:
Справочно: многие семеноводческие компании для размножения семян арендуют земельные участки на срок вегетации культуры без регистрации договоров аренды в Росреестре, что не позволяет состыковать данные этих систем и приводит к ступору в движении семян. Практически не вписывается в сегоднящний вариает ФГИС «Семеноводство» и работа семеноводческих кооперативов (приложение на 18 листах).
Совершенствование ФГИС «Семеноводство» должно идти по пути как по устранению выявляемых недостатков, так и по уменьшению количества операций, которые должны осуществлять семенные компании при внесении необходимой информации в систему, что особенно актуально при имеющемся дефиците кадров IT-специалистов. В связи с этим ряд экспертов считает необходимым рассмотреть возможность поэтапного ввода в эксплуатации ФГИС «Семеноводство», начав сначала с выращивания семян, затем перейти к их подготовке и закончить потребителями семян. Или же начать внедрение системы с культур с наименьшим количеством участников (питомниководство или рисоводство).
Обращение семян на рынке сопряжено с оформлением карантинных сертификатов и некоторые положения нормативных документов в области карантина растений существенно затрудняют производство и реализацию семян на рынке и при этом, слабо влияют на распространение карантинных объектов. Наглядным примером этого является дробление территории заселенной одним карантинным объектом на большое количество карантинных зон, имеющих между собой общие границы. Так Краснодарский край, где Амброзия полыннолистная распространена практически повсеместно разделен более чем на 4125 карантинных зон (приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора №1452) граничащие между собой (до 09.11.2020 года 42 карантинные зоны). В результате собственник семян при их перевозке с поля на свой же завод должен оформлять карантинные документы на каждое транспортное средство с оплатой всех проводимых анализов и отвлечением работников Россельхознадзора, у которых и так не хватает времени для своевременного выезда на обследование всех этих искусственно созданных партий подкарантийной продукции. В свою очередь Краснодарский край граничит со Ставропольским краем и Ростовской областью, которые так же являются карантинными зонами по этому объекту. С точки зрения предотвращения расширения ареала Амброзии полыннолистный объединение Краснодарского края, Ставропольского края и Ростовской области в одну карантинную зону не несет ни каких отрицательных последствий. Амброзия повсеместно распространена во всех этих трех субъекта и выполнение вышеуказанных карантинных требований (по мнению экспертов излишних) ни как не влияет на улучшение карантинной обстановки т. к. перемещение семян происходит внутри территорий, которые и так заражены этим карантинным объектом. Подобная ситуация приводит необоснованному увеличению сроков доставки семян, удорожанию их производства и неоправданной перегрузке кадровых ресурсов Россельхознадзора.
Похожая ситуация сложилась и с контролем ГМО в семенах сельскохозяйственных культур. В реестре нет ГМО сортов и гибридов, их нет и в производстве, но специалисты «Россельхознадзора» при оформлении документов подтверждающих отсутствие ГМО часто отбирают образцы не просто от партии семян выращенной на одном поле, а от каждой партии полученной после разделения этой партии на фракции по размеру семян. Контроль ГМО необходимо осуществлять при ввозе семян в РФ и при вывозе семян из РФ в страны, в которых возделывание ГМО сортов запрещено.
В «Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года» отдельное внимание уделяется и обеспечению отрасли кадрами. Проблема кадров в области семеноводства стоит остро, но в селекции ситуация еще более критическая и требуются неотложные меры по ее исправлению. В ходе дискуссий на круглом столе «Высшее образование есть, а селекционеров нет. Причины и возможности» на форуме селекционеров и семеноводов «Русское поле 2024» в Казани его участники особое внимание обратили на необходимость организации курсов по повышению квалификации преподавателей селекционных кафедр ГАУ. Решение проблемы требует системного подхода и гораздо более активного вовлечения успешных селекционеров государственных НИИ и частных селекционных компаний в данный процесс.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ в проект постановления Совета Федерации:
Значительных результатов удалось добиться и в вопросе обеспечения отечественными семенами сахарной свеклы, реализация семян которой в России увеличилась с 25 тыс. п. е. в 2023 году до 220 тыс. п. е. в 2024 году и должна достигнуть 400 тыс. п. е. в 2025 году, что составит 30 % объема отечественного рынка. Особо необходимо отметить, что семена этой культуры поставляются и на экспорт (АО «Щелково Агрохим»). В частности в 2023 г. в Египте было продано 10 тыс. п. е., что более чем в два раза превысило поставки предыдущего года. Это подтверждает высокую конкурентоспособность отечественной селекции.
Достигнутые результаты во многом стали возможны благодаря мерам по защите отечественного семенного рынка и активизации бизнеса в последние годы по инвестированию в отраслевые бизнес-проекты с долгосрочной окупаемостью. Чему, безусловно, способствовали принятые в последние годы нормативно-правовые акты (прежде всего по локализации селекции и семеноводства и введению ограничений на ввоз семян иностранной селекции), а так же реализация Федеральной научно-технической программы. Это положительно отразилось и на темпах развития отечественной селекции и семеноводства. В настоящее время целевой индикатор прироста объема производства семян новых отечественных сортов сельскохозяйственных растений на 2024 год в размере 5% выполняется. Есть все основания ожидать выполнения этого индикатора и в последующие годы (до 2030). Увеличение доли отечественных семян на рынке происходит, не смотря на активную информационную компанию по дискредитации государственной политики в области селекции и семеноводства со стороны лиц заинтересованных в сохранение доминирующего положения иностранных семян на отечественном рынке. Часто в средствах массовой информации, сети интернет и открытых письмах «от имени всего отраслевого сообщества» приводятся, не подкрепленные соответствующими объективными данными, сведения о более высоких качественных показателях семян гибридов и сортов иностранной селекции. Как правило приводятся или не полные данные, или вырванные из общего контекста фразы, которые должны сформировать у читателя мнение о катастрофическом снижении объемов производства продукции растениеводства при переходе на возделывание отечественных сортов и гибридов. Практически всегда такие статьи и письма подаются как мнение всего отраслевого сообщества, а готовятся они, как правило лицами, деятельность которых на прямую связана с продвижением интересов иностранных семенных компаний. Наглядным примером такого подхода является письмо президента РЗС - А.Л. Злочевского (приложение 1), которое практически дублирует статью (https://t.me/seedsinrussia/275, опубликована в комментариях) бывшего политического координатора Федерального союза селекционеров Германии С.В. Платонова (приложение 2).
Безусловно принимаемые Минсельхозом России меры оказывают положительное воздействие на импортозамещение в области семеноводства и селекции, вместе с тем по нашему мнению есть необходимость дальнейшего совершенствования нормативных документов регулирующие обращение семян. В частности:
- Необходимо исключить возможность выделения квот на ввоз семян непрофильными компаниями «одноневками», которые не в состоянии своевременно обеспечить ввоз и реализацию семян потребителям в соответствии с предоставленными квотами. Также необходимо принять комплекс мер по незаконному ввозу семян из сопредельных стран.
- Важную роль в регулировании рынка семян должна сыграть ФГИС «Семеноводство» (особенно в борьбе с оборотом семян неизвестного происхождения) и большинство членов НСА, понимая положительную роль системы, готовы работать в ФГИС «Семеноводство». Но, к сожалению, запуск системы сопряжен не только и не столько с вводом большого количества данных (загружаемых участниками рынка), сколько сбоями с автоматическим «подтягиванием» данных из других информационных систем. В настоящее время этот процесс не только требует большого отвлечения времени у специалистов семенных компаний, но и приводит к «зависанию» системы.
Справочно: многие семеноводческие компании для размножения семян арендуют земельные участки на срок вегетации культуры без регистрации договоров аренды в Росреестре, что не позволяет состыковать данные этих систем и приводит к ступору в движении семян. Практически не вписывается в сегоднящний вариает ФГИС «Семеноводство» и работа семеноводческих кооперативов (приложение на 18 листах).
Совершенствование ФГИС «Семеноводство» должно идти по пути как по устранению выявляемых недостатков, так и по уменьшению количества операций, которые должны осуществлять семенные компании при внесении необходимой информации в систему, что особенно актуально при имеющемся дефиците кадров IT-специалистов. В связи с этим ряд экспертов считает необходимым рассмотреть возможность поэтапного ввода в эксплуатации ФГИС «Семеноводство», начав сначала с выращивания семян, затем перейти к их подготовке и закончить потребителями семян. Или же начать внедрение системы с культур с наименьшим количеством участников (питомниководство или рисоводство).
Обращение семян на рынке сопряжено с оформлением карантинных сертификатов и некоторые положения нормативных документов в области карантина растений существенно затрудняют производство и реализацию семян на рынке и при этом, слабо влияют на распространение карантинных объектов. Наглядным примером этого является дробление территории заселенной одним карантинным объектом на большое количество карантинных зон, имеющих между собой общие границы. Так Краснодарский край, где Амброзия полыннолистная распространена практически повсеместно разделен более чем на 4125 карантинных зон (приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора №1452) граничащие между собой (до 09.11.2020 года 42 карантинные зоны). В результате собственник семян при их перевозке с поля на свой же завод должен оформлять карантинные документы на каждое транспортное средство с оплатой всех проводимых анализов и отвлечением работников Россельхознадзора, у которых и так не хватает времени для своевременного выезда на обследование всех этих искусственно созданных партий подкарантийной продукции. В свою очередь Краснодарский край граничит со Ставропольским краем и Ростовской областью, которые так же являются карантинными зонами по этому объекту. С точки зрения предотвращения расширения ареала Амброзии полыннолистный объединение Краснодарского края, Ставропольского края и Ростовской области в одну карантинную зону не несет ни каких отрицательных последствий. Амброзия повсеместно распространена во всех этих трех субъекта и выполнение вышеуказанных карантинных требований (по мнению экспертов излишних) ни как не влияет на улучшение карантинной обстановки т. к. перемещение семян происходит внутри территорий, которые и так заражены этим карантинным объектом. Подобная ситуация приводит необоснованному увеличению сроков доставки семян, удорожанию их производства и неоправданной перегрузке кадровых ресурсов Россельхознадзора.
Похожая ситуация сложилась и с контролем ГМО в семенах сельскохозяйственных культур. В реестре нет ГМО сортов и гибридов, их нет и в производстве, но специалисты «Россельхознадзора» при оформлении документов подтверждающих отсутствие ГМО часто отбирают образцы не просто от партии семян выращенной на одном поле, а от каждой партии полученной после разделения этой партии на фракции по размеру семян. Контроль ГМО необходимо осуществлять при ввозе семян в РФ и при вывозе семян из РФ в страны, в которых возделывание ГМО сортов запрещено.
В «Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года» отдельное внимание уделяется и обеспечению отрасли кадрами. Проблема кадров в области семеноводства стоит остро, но в селекции ситуация еще более критическая и требуются неотложные меры по ее исправлению. В ходе дискуссий на круглом столе «Высшее образование есть, а селекционеров нет. Причины и возможности» на форуме селекционеров и семеноводов «Русское поле 2024» в Казани его участники особое внимание обратили на необходимость организации курсов по повышению квалификации преподавателей селекционных кафедр ГАУ. Решение проблемы требует системного подхода и гораздо более активного вовлечения успешных селекционеров государственных НИИ и частных селекционных компаний в данный процесс.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ в проект постановления Совета Федерации:
- Принять меры направленные на исключение возможности выделения квот на ввоз семян непрофильными компаниями «одноневками», которые не в состоянии своевременно обеспечить ввоз и реализацию семян в соответствии с предоставленными квотами.
- Принять комплекс мер по предотвращению незаконного ввоза семян из сопредельных стран.
- Рассмотреть возможность поэтапного ввода в эксплуатации ФГИС «Семеноводство», начав сначала с выращивания семян, затем перейти к их подготовке и закончить потребителями семян. Или же начать внедрение системы с культур с наименьшим количеством участников их оборота (питомниководство или рисоводство).
- Рассмотреть возможность укрупнения карантинных зон по амброзии полынолистной путем их объединения.
- Организовать курсы повышения квалификации преподавателей селекционных кафедр ГАУ с прохождением стажировки в ведущих генетических центрах.