В Российской Федерации в результате агрессивной маркетинговой политики глобальных компаний с 2005 года стал отчетливо наблюдаться тренд на снижение использования сельхозтоваропроизводителями семян отечественной селекции, что со временем привело к высокой зависимости отечественного растениеводства от импорта семян. К 2020 году доля отечественных семян, используемых для выращивания таких важнейших культур, как сахарная свекла, подсолнечник, кукуруза, оказалась на недопустимо низком уровне и составляла 2, 28 и 50 процентов соответственно (табл. 1). Критическая ситуация с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности сложилась также и с семенами масличного рапса и картофеля.
Министерство сельского хозяйства РФ в этот период искало механизмы поддержки отечественного семеноводства, из которых наиболее финансово емким было субсидирование затрат сельхозтоваропроизводителей на приобретение элитных семян и приравненных к ним гибридов кукурузы первого поколения. Но надо сказать, что существенного эффекта для селекционно-семеноводческих компаний эта мера не имела, так как фактически бюджетные средства предназначались для производителей товарной продукции. В какой-то части это даже способствовало снижению качества семян элиты, так как в условиях резкого увеличения спроса на семена этой категории (в отдельных хозяйствах ею засевалось более 80% площади) семхозы не могли обеспечить надлежащей сортовой чистоты, что привело к массовой апробации элиты на элиту или простой фальсификации документов. В качестве мер господдержки было введено субсидирование затрат на производство семян F1 и ситуация резко изменилась в связи с тем, что семеноводческие компании стали напрямую получать финансовые средства, которые в большинстве своем пошли на модернизацию существующих семенных заводов. А в 2015 году к этим мерам добавилось еще и субсидирование части затрат на строительство и модернизацию селекционно-семеноводческих центров (к сожалению большая их часть использовалась на строительство сушилок и модернизацию зернотоков, построенных в прошлом веке).
Важным дополнением в комплексе мер поддержки стало принятие в 2017 году «Федеральной научно-технической программ развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы», в рамках которой были приняты подпрограммы развития селекции и семеноводства картофеля и сахарной свеклы. Внесенные в ФНТП изменения (прежде всего направленные на укрепления взаимодействия бизнеса и науки), а также расширение перечня задействованных культур сделали ее достаточно эффективным инструментом развития отечественной селекции. А установленная во второй редакции Доктрины продовольственной безопасности, принятой в 2020 году, задача довести до 2030 года долю отечественных семян до 75% (и более) в посевных площадях основных сельхозкультур принципиально изменила отношение к развитию отечественных селекции и семеноводства.
Эти меры позволили остановить снижение объемов использования отечественных семян (табл.1), но коренным образом изменить ситуацию на рынке семян не удалось. И это понятно, так как на протяжении тридцати лет Россию настойчиво «вписывали» в глобальную мировую экономику в качестве сырьевого придатка (страны третьего мира), не позволяя развивать высокотехнологичные производства, к которым относятся селекция и семеноводство.
Таблица 1. Доля семян кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы отечественной селекции
Министерство сельского хозяйства РФ в этот период искало механизмы поддержки отечественного семеноводства, из которых наиболее финансово емким было субсидирование затрат сельхозтоваропроизводителей на приобретение элитных семян и приравненных к ним гибридов кукурузы первого поколения. Но надо сказать, что существенного эффекта для селекционно-семеноводческих компаний эта мера не имела, так как фактически бюджетные средства предназначались для производителей товарной продукции. В какой-то части это даже способствовало снижению качества семян элиты, так как в условиях резкого увеличения спроса на семена этой категории (в отдельных хозяйствах ею засевалось более 80% площади) семхозы не могли обеспечить надлежащей сортовой чистоты, что привело к массовой апробации элиты на элиту или простой фальсификации документов. В качестве мер господдержки было введено субсидирование затрат на производство семян F1 и ситуация резко изменилась в связи с тем, что семеноводческие компании стали напрямую получать финансовые средства, которые в большинстве своем пошли на модернизацию существующих семенных заводов. А в 2015 году к этим мерам добавилось еще и субсидирование части затрат на строительство и модернизацию селекционно-семеноводческих центров (к сожалению большая их часть использовалась на строительство сушилок и модернизацию зернотоков, построенных в прошлом веке).
Важным дополнением в комплексе мер поддержки стало принятие в 2017 году «Федеральной научно-технической программ развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы», в рамках которой были приняты подпрограммы развития селекции и семеноводства картофеля и сахарной свеклы. Внесенные в ФНТП изменения (прежде всего направленные на укрепления взаимодействия бизнеса и науки), а также расширение перечня задействованных культур сделали ее достаточно эффективным инструментом развития отечественной селекции. А установленная во второй редакции Доктрины продовольственной безопасности, принятой в 2020 году, задача довести до 2030 года долю отечественных семян до 75% (и более) в посевных площадях основных сельхозкультур принципиально изменила отношение к развитию отечественных селекции и семеноводства.
Эти меры позволили остановить снижение объемов использования отечественных семян (табл.1), но коренным образом изменить ситуацию на рынке семян не удалось. И это понятно, так как на протяжении тридцати лет Россию настойчиво «вписывали» в глобальную мировую экономику в качестве сырьевого придатка (страны третьего мира), не позволяя развивать высокотехнологичные производства, к которым относятся селекция и семеноводство.
Таблица 1. Доля семян кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы отечественной селекции
Обострение международных отношений в феврале 2022 года и принятие многочисленных экономических санкций против России резко увеличили риски срыва своевременных поставок семян по импортозависимым сельскохозяйственным культурам. Общий ход подготовки к посевной 2022 и 2023 года наглядно показал, к чему приводит чрезмерная зависимость сельхозпроизводства от поставок зарубежных семян, а также то, что без радикальных мер изменить ситуацию не возможно.
Сев яровых культур весной 2022 года проходил в напряженной обстановке под постоянной угрозой срыва поставок иностранных семян из-за нарушений отработанной в предыдущие годы оптимальной логистики по импортозависимым сельхозкультурам. Специалисты Депрастениеводства МСХ РФ были вынуждены практически в ручном режиме сопровождать фуры с иностранными семенами для того, чтобы обеспечить своевременную поставку семян конечному покупателю. Делалось все возможное и невозможное для того, чтобы яровые культуры были посеяны на запланированных площадях. В сложившихся условиях некоторые продавцы не смогли устоять от соблазна получения сверхприбыли (все по К. Марксу).
При этом нужно отметить два принципиальных момента:
1. Отечественные селекционно-семеноводческие компании ответственно выполняли условия заключенных контрактов, отгружая оплаченные семена, сохранив ранее объявленные цены, несмотря на имеющуюся возможность продать семена дороже. Многие из них своим проверенным клиентам отпускали их даже в долг, не требуя от государства дополнительной финансовой помощи в краткосрочной перспективе.
2. Ситуация же с поставщиками иностранных семян складывалась иным образом. Большинство зарубежных компании в первой половине марта 2022 года, ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства, расторгли с российскими аграриями контракты на поставку семян. А через две недели, когда семена «чудным» образом появились в тех же объемах, предложили их сельхозтоваропроизводителям по значительно большей (до двух с половиной раз) цене, которая не была откорректирована после укрепления рубля к доллару. Рост цен произошел, несмотря на беспрецедентную помощь зарубежным компаниям со стороны МСХ РФ по упрощению таможенных и карантинных процедур при доставке семян из-за рубежа. Многочисленные случаи пересмотра уже оплаченных контрактов в очередной раз показали, что высокая зависимость от иностранных семян, даже при условии привязки их цен к доллару/евро, не позволяют гарантировать их физическую поставку даже по заблаговременно и полностью оплаченным договорам. Все это наглядно показало необходимость скорейшего достижения параметров «Доктрины продовольственной безопасности» в части обеспечения сельхозпроизводства отечественными семенами. В сложившихся условиях Минсельхоз России был вынужден в сжатые сроки разработать и приступить к реализации комплекса мер, предусматривающих как стимулирование производства отечественных семян, так и защиту семенного рынка страны вплоть до введения квот на импорт семян из недружественных стран при условии максимального увеличения их производства отечественными компаниями.
Отечественные семеноводы в сложившихся условиях, несмотря на некоторый недостаток финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов, приложили все усилия для увеличения площади семеноводческих посевов и производства продукции. И уже в 2023 году объем произведенных в России семян позволил Правительству страны принять взвешенное решение о регулировании отечественного семенного рынка с помощью соответствующих квот по наиболее импортозависимым культурам. Итоги 2024 года показали правильность принятого решения — доля семян подсолнечника отечественной селекции в 2024 году по сравнению с 2023 годом увеличилась с 30 до 43%, то есть рост составил 13%, а сахарной свеклы - в 2,5 раза (с 3 до 8%). По кукурузе существенных изменений не произошло, прежде всего потому, что в отсутствии опыта квотирования не удалось сбалансировать спрос и предложение семян на фоне взрывного роста их производства, а также снижения посевных площадей товарной кукурузы в текущем году. Это, по данным Депрастениеводства МСХ РФ, привело к снижению потребности в семенах с 85 до 80 тыс. тонн и, как следствие, к существенным складским остаткам как иностранной, так и отечественной селекции. При этом доля посевных площадей товарной кукурузы, засеянной семенами отечественной селекции, увеличилась лишь на 2%.
Также усугубило ситуацию и увеличение на рынке доли фальсифицированных семян (по большей части иностранной селекции), а так же резко возросший контрабандный ввоз в Россию из сопредельных стран.
На протяжении двух лет квотирование ввоза семян подвергалось жесткой критике в основном со стороны лиц, имеющих прямой или косвенный, иногда завуалированный интерес в доминировании на отечественном рынке семян селекции недружественных зарубежных стран. Как правило ими использовались два основных довода:
Таблица 2 Урожайность и валовые сборы кукурузы и подсолнечника в 2023-2024 гг.
Сев яровых культур весной 2022 года проходил в напряженной обстановке под постоянной угрозой срыва поставок иностранных семян из-за нарушений отработанной в предыдущие годы оптимальной логистики по импортозависимым сельхозкультурам. Специалисты Депрастениеводства МСХ РФ были вынуждены практически в ручном режиме сопровождать фуры с иностранными семенами для того, чтобы обеспечить своевременную поставку семян конечному покупателю. Делалось все возможное и невозможное для того, чтобы яровые культуры были посеяны на запланированных площадях. В сложившихся условиях некоторые продавцы не смогли устоять от соблазна получения сверхприбыли (все по К. Марксу).
При этом нужно отметить два принципиальных момента:
1. Отечественные селекционно-семеноводческие компании ответственно выполняли условия заключенных контрактов, отгружая оплаченные семена, сохранив ранее объявленные цены, несмотря на имеющуюся возможность продать семена дороже. Многие из них своим проверенным клиентам отпускали их даже в долг, не требуя от государства дополнительной финансовой помощи в краткосрочной перспективе.
2. Ситуация же с поставщиками иностранных семян складывалась иным образом. Большинство зарубежных компании в первой половине марта 2022 года, ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства, расторгли с российскими аграриями контракты на поставку семян. А через две недели, когда семена «чудным» образом появились в тех же объемах, предложили их сельхозтоваропроизводителям по значительно большей (до двух с половиной раз) цене, которая не была откорректирована после укрепления рубля к доллару. Рост цен произошел, несмотря на беспрецедентную помощь зарубежным компаниям со стороны МСХ РФ по упрощению таможенных и карантинных процедур при доставке семян из-за рубежа. Многочисленные случаи пересмотра уже оплаченных контрактов в очередной раз показали, что высокая зависимость от иностранных семян, даже при условии привязки их цен к доллару/евро, не позволяют гарантировать их физическую поставку даже по заблаговременно и полностью оплаченным договорам. Все это наглядно показало необходимость скорейшего достижения параметров «Доктрины продовольственной безопасности» в части обеспечения сельхозпроизводства отечественными семенами. В сложившихся условиях Минсельхоз России был вынужден в сжатые сроки разработать и приступить к реализации комплекса мер, предусматривающих как стимулирование производства отечественных семян, так и защиту семенного рынка страны вплоть до введения квот на импорт семян из недружественных стран при условии максимального увеличения их производства отечественными компаниями.
Отечественные семеноводы в сложившихся условиях, несмотря на некоторый недостаток финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов, приложили все усилия для увеличения площади семеноводческих посевов и производства продукции. И уже в 2023 году объем произведенных в России семян позволил Правительству страны принять взвешенное решение о регулировании отечественного семенного рынка с помощью соответствующих квот по наиболее импортозависимым культурам. Итоги 2024 года показали правильность принятого решения — доля семян подсолнечника отечественной селекции в 2024 году по сравнению с 2023 годом увеличилась с 30 до 43%, то есть рост составил 13%, а сахарной свеклы - в 2,5 раза (с 3 до 8%). По кукурузе существенных изменений не произошло, прежде всего потому, что в отсутствии опыта квотирования не удалось сбалансировать спрос и предложение семян на фоне взрывного роста их производства, а также снижения посевных площадей товарной кукурузы в текущем году. Это, по данным Депрастениеводства МСХ РФ, привело к снижению потребности в семенах с 85 до 80 тыс. тонн и, как следствие, к существенным складским остаткам как иностранной, так и отечественной селекции. При этом доля посевных площадей товарной кукурузы, засеянной семенами отечественной селекции, увеличилась лишь на 2%.
Также усугубило ситуацию и увеличение на рынке доли фальсифицированных семян (по большей части иностранной селекции), а так же резко возросший контрабандный ввоз в Россию из сопредельных стран.
На протяжении двух лет квотирование ввоза семян подвергалось жесткой критике в основном со стороны лиц, имеющих прямой или косвенный, иногда завуалированный интерес в доминировании на отечественном рынке семян селекции недружественных зарубежных стран. Как правило ими использовались два основных довода:
- На рынке должна быть свободная конкуренция. Квотирование нарушает правила ВТО и вообще это не по «капиталистически». Но на фоне введения и ужесточения санкций, налагаемых как на Россию так и на другие страны со стороны самой «капиталистической» страны, поборницы этой самой «свободной» конкуренции — США, этот аргумент выглядит не то что не серьезно, а просто смешно.
- Отечественная селекция существенно уступает иностранной, и это приведет к снижению урожайности и валовых сборов важнейших сельхозкультур. Но, как видим на примере ситуации с соотношением товарных посевов кукурузы, засеянных отечественными и иностранными семенами, имевшиеся опасения по снижению валовых сборов кукурузы из-за снижения доли использования иностранных семян и более низкой урожайности отечественных гибридов фактически опровергаются результатами текущего года. Мы действительно наблюдаем в 2024 году снижение урожайности и валового сбора по сравнению с предыдущим годом (табл. 2.), но это связано с экстремальными погодными условиями (впервые за весь период наблюдений) на большей части территории РФ, где она возделывалась.
Таблица 2 Урожайность и валовые сборы кукурузы и подсолнечника в 2023-2024 гг.
Если объективно посмотреть на результаты 2024 года, то можно с уверенностью утверждать, что они доказывают высокую эффективность квотирования как механизма регулирования рынка семян и поддержки отечественных селекционно-семеноводческих компаний. Вместе с тем наглядно проявилась и необходимость активно борьбы с контрафактом и контрабандой, а также учитывать их присутствие на рынке при расчете размеров квот.
Благодаря этому механизму отечественные компании в 2024 году расширили площади семеноводческих посевов и нарастили производство семян для посевной 2025 года по:
Кроме того, подобные меры позволяют отечественным селекционно-семеноводческим компаниям не только планировать свою деятельность на более длительную перспективу, но и направлять существенно больше средств на селекционную работу и модернизацию производства. Наглядным подтверждением этого является активизация их интереса к участию в «Федеральной научно-технической программе развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы». Так по развитию селекции подсолнечника и кукурузы в подпрограммах ФНТП участвует такое количество компаний, что уже от участников рынка звучат предложения о необходимости переноса акцентов на развития семеноводства других культур как, например овощных и плодово-ягодных культур.
В заключении можно констатировать, что квотирование ввоза семян является эффективной мерой, позволяющей на первоначальном этапе создать равные конкурентные условия для сравнительно молодых отечественных компаний, позволяющие им успешно противостоять транснациональным гигантам.
Благодаря этому механизму отечественные компании в 2024 году расширили площади семеноводческих посевов и нарастили производство семян для посевной 2025 года по:
- подсолнечнику до 32,4 тыс. тонн (в том числе гибридов 24,4 тыс. тонн ), что составит 74% ( 55% по гибридам) от потребности рынка,
- по сахарной свекле на 50% до 400 тыс. п. е. или до 30% от потребности рынка,
Кроме того, подобные меры позволяют отечественным селекционно-семеноводческим компаниям не только планировать свою деятельность на более длительную перспективу, но и направлять существенно больше средств на селекционную работу и модернизацию производства. Наглядным подтверждением этого является активизация их интереса к участию в «Федеральной научно-технической программе развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы». Так по развитию селекции подсолнечника и кукурузы в подпрограммах ФНТП участвует такое количество компаний, что уже от участников рынка звучат предложения о необходимости переноса акцентов на развития семеноводства других культур как, например овощных и плодово-ягодных культур.
В заключении можно констатировать, что квотирование ввоза семян является эффективной мерой, позволяющей на первоначальном этапе создать равные конкурентные условия для сравнительно молодых отечественных компаний, позволяющие им успешно противостоять транснациональным гигантам.
И.А. Лобач
М.В. Самусь