Доклады и презентации

Организация специальных семеноводческих зон как обязательное условие обеспечения качества семян гибридов и эффективности их производства в Российской Федерации

Доклады
На протяжении всего периода существования СССР управление семеноводством осуществлялось планово-распорядительными методами. При этом основной задачей регулирования было обеспечение производства необходимого количества семян. Практически все семеноводство сосредотачивалось в крупных специализированных хозяйствах, оснащенных необходимой техникой, имеющих в своем штате нужное количество агрономов-семеноводов, а площадь их пашни и специализированные севообороты позволяли точно соблюдать требования пространственной изоляции с учетом специфики каждой культуры. Исходя из этого, семхозы размещались в регионах с наиболее благоприятными условиями для выращивания семян с/х культур, на которых они специализировались. Можно сказать, что при таком подходе сами семеноводческие хозяйства по сути и были специализированными зонами семеноводства. Поэтому вопросы с размещением семеноводческих посевов перекрестноопыляемых культур не возникали даже в регионах, которые производили семена в больших количествах практически для всей страны.

С распадом СССР единый селекционно-семеноводческий комплекс был разрушен. Последовавшие за этим экономические реформы запустили в сельском хозяйстве процесс передела сельхозугодий, итогом которого стало появление, как крупных аграрных холдингов, так и множества разных по размерам фермерских хозяйств (было до 700 СХП, стало 15 800). В результате сейчас очень часто крупный земельный массив одного собственника имеет по периметру или даже внутри себя большое количество небольших земельных участков, принадлежащих другим землепользователям, работающих практически без севооборота. К сожалению, в ходе этих же реформ большинство специализированных семеноводческих хозяйств или прекратили свое существование, или в разы сократили объем производства семян.

В качестве примера можно привести данные по производству семян кукурузы и подсолнечника в Краснодарском крае в 1990 году (табл.1), когда работа семеноводов была значительно проще в связи с тем, что тогда имелось в 20 раз меньше сельхозпроизводителей.
Сегодня же, когда их стало более 15 тысяч обеспечить пространственную изоляцию очень сложно. В связи с этим в крае был принят закон, регулирующий процедуру создания специальных семеноводческих зон, основной целью которого было «усадить» за стол переговоров семеноводов и производителей товарной продукции (последние до этого вообще игнорировали просьбы семхозов). И несмотря на то, что закон края, на наш взгляд, «сыроват» (спецсемзоной объявляется не административная территория, а только площадь в радиусе установленной пространственной изоляции) за семь лет было сформировано более 2000 таких зон и только 8 из них имели конфликтный характер (менее 0,5%) чаще всего там, где сельхозтоваропроизводители пытались шантажировать семеноводов. Скорее всего и этих конфликтных ситуаций удалось бы избежать, если бы процедура была бы четче урегулирована на федеральном уровне.

Это говорит о том, что при желании примирить интересы семеноводов и производителей товарной продукции реально.

Но в сегодня в условиях «взрывного» роста посевных площадей под участками гибридизации на фоне вакханалии с соблюдением севооборотов и активизации так называемого «фермерского рэкета» отечественным селекционно-семеноводческим компаниям трудно найти необходимое количество семенных участков, обеспеченных пространственной изоляции от товарных посевов, без которой невозможно получить семена с высоким уровнем сортовой чистоты. Для не посвященных проблема возможно кажется надуманной, так как в том же Краснодарском крае, да и в Кабардино-Балкарии при социализме товарных посевов кукурузы было в 2-2,5 больше чем в настоящее время, и при этом площадь семеноводческих участков была в три раза больше нынешней. Но тогда в приоритете было семеноводство и соблюдение севооборотов строго контролировалось. Сегодня же дело не столько в том, что сельхозтоваропроизводителей стало на порядок больше, а в том, что деятельность большинства из них не носит планового характера, прежде всего в чередовании культур. Они вообще могут посеять в защитной зоне товарный подсолнечник после получения всходов у соседа на участке гибридизации.

Проблема пространственной изоляции при размещении семеноводческих посевов существует и для других, важных с точки зрения продовольственной безопасности, с/х культур (таблица 2), у которых нормативы пространственной изоляции, по различным причинами, сильно отличаются между собой.
Так, если для подсолнечника, кукурузы, сахарной свеклы и овощных культур нормативы пространственной изоляции определяются расстоянием, на которое может переноситься пыльца (ветром или насекомыми), то для картофеля, пространственная изоляция определяется расстоянием, на которое различные виды вредителей могут переносить вирусную инфекцию. При этом, предотвратить заражение семенных посевов картофеля вирусами можно так же размещая их посевы в зонах, где отсутствуют переносчики вирусной инфекции (высокогорные районы республик Северного Кавказа и северные области России). Особо сложные требования предъявляются к размещению семеноводческих посевов сахарной свеклы, которые требуют не только пространственной изоляции, но и специальных почвенно-климатических условий. Для семенников этой культуры очень важно отсутствие воздушных засух, суховеев и высоких температур. Требования к соблюдению этих условий настолько жестки, что в России для семеноводства сахарной свеклы фактически пригодно ограниченное количество районов в предгорной зоне Северного Кавказа и Крыма (при условии орошения).

Мировая практика показывает, что организация производство семян перекрестноопыляемых с/х культур высокой сортовой чистоты достаточно реалистичная задача, но только при условии создания на законодательном уровне возможности отведения земельных участков для семеноводческих целей в первоочередном порядке по отношению к товарным посевам. Такой подход характерен для стран с развитым семеноводством. В частности, в Венгрии и Турции семеноводческие компании имеют приоритет при размещении своих участков. А порядок согласования с соседними хозяйствами таких участков с точки зрения бюрократической процедуры в этих странах отработан и достаточно прост. Мировой опыт показывает, что формирование специальных зон семеноводства является эффективным способом создания необходимых условий для семеноводства. Наверное, поэтому Федеральный закон от 17.12.1997 № 149-ФЗ «О семеноводстве» предусматривал возможность их организации, но, к сожалению, этим правом за 15 лет смогли воспользоваться только в Краснодарском крае, где был принят Закон от 28.11.2014 № 3062-КЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере семеноводства на территории Краснодарского края».

Работа над законом сопровождалась определенными спорами, так надзирающие органы поначалу возражали против регионального закона, объясняя свою позицию тем, что нельзя ограничивать предпринимательскую деятельность производителей сельхозпродукции. Но в ходе обсуждения стороны пришли к пониманию того, что производство семян тоже предпринимательская деятельность, которую ограничивает бессистемное (без соблюдения севооборотов) выращивание сельхозкультур. Поэтому, опираясь на часть 3, статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» региональный закон был принят. В нем были даны понятия специальной семеноводческой зоны, пространственной изоляции, семеноводческому хозяйству, определены обязанности последних (главной из которых является соблюдение технологических требований производства семян), а также цели и принципы формирования специальных семеноводческих зон. Во исполнение данного закона Минсельхозом края был разработан Порядок утверждения границ специальных зон для производства семян сельскохозяйственных культур, который определил единые требования к их с установлением в них особого режима товарного производства сельхозпродукции и семян сельскохозяйственных растений с учетом соблюдения условий пространственной изоляции.

В целом практика применения этого регионального закона показала его востребованность как механизма, позволяющего поднять и конкурентоспособность отечественного семеноводства и во многом упорядочить взаимодействие семеноводов и компаний, производящих товарную продукцию.

В настоящее время в Госдуму внесен проект закона о поправках в «Закон о семеноводстве» РФ, где предусмотрено создание специальных семеноводческих зон. Это значительно укрепит законодательное обеспечение процесса производства семян.

Анализируя многолетний опыт формирования спецсемзон, мы считаем, что после принятия вышеуказанной поправки необходимо максимально быстро принять не только профильное постановление Правительства, но и все региональные нормативные документы, чтобы поправка заработала не позже 2025 года. При этом в постановлении Правительства РФ должны быть сразу же указаны регионы страны (или их районы) которые объявляются специальными зонами семеноводства с обеспечением на их территории особых условий выращивания ТОВАРНОЙ продукции, обеспечивающих неукоснительное выполнение требований пространственной изоляции от семенных посевов. Если этого не сделать, то ни один региональный парламент (учитывая сельскохозяйственное лобби или клановую систему общественных отношений) не проголосует за введение этих ограничений.

А региональные минсельхозы должны будут уже обеспечивать реализацию, принятых на федеральном уровне решений.

Контроль за соблюдение требований пространственной изоляции необходимо возложить на ФС Россельхознадзор, как единственный орган, наделенный правом семенного контроля, да имеющий реальные рычаги воздействия на нарушителей.
Доклад И.А. Лобач