На I Всероссийском Форуме селекционеров и семеноводов «Русское поле - 2024» в Казани не редко звучали предложения по оптимизации нормативно-правовой базы в области семеноводства, и чаще всего в отношении проведения карантинных мероприятий как при перемещении семян внутри Российской Федерации, так и за ее пределы. При этом высказывались различные точки зрения, вплоть до радикальных. Именно последнее подтолкнуло к пониманию необходимости более обстоятельно погрузиться в эту тему.
Во-первых, нужен ли карантинный контроль в растениеводстве? Уверен, что его необходимость ни у кого не вызывает сомнения, так как ни один сельхозтоваропроизводитель не хочет нести потери урожая и, как следствие, прибыли (а то и убытки) из-за того, что кто-то привез в регион какой либо карантинный объект. Мало кто уже помнит те времена, когда картофель мы выращивали без колорадского жука, которого завезли в СССР по недогляду соответствующих служб. И сегодня не только несём существенные затраты (до 15 тыс. рублей на 1 га), но и вынуждены мириться с увеличением негативного влияния на экологическую обстановку при выращивании картофеля. При этом практика показывает, что основным сдерживающим фактором его распространения на север является не столько карантинные мероприятия, сколько глубина промораживания почвы.
Сегодня героически боремся с мраморным клопом, который прилетел в мой дом из Абхазии и похоже, эффект его сдерживания будет аналогичным. Хотя, конечно, никто не говорит об отказе от мероприятий по сдерживанию его распространения.
Эти и другие примеры красноречиво говорят о том, что мероприятия, направленные на защиту территории страны от проникновения карантинных объектов и их распространения очень важны, но, во-первых, они должны быть эффективными, а во-вторых, не создавать искусственных барьеров для развития производства. К подобным барьерам мы относим, например, проведение повторных анализов каждой машины реализованных семян из одной и той же партии, выращенных в идентичных условиях и хранящихся в одном месте. Не совсем понятно зачем десятикратно дублировать проведение всех исследований если при формировании партии семян уже проводились исследования растений в поле (в акте апробации указывается отсутствие карантинных объектов) и в складе от всей партии, например, 300 тонн отбирается проба, которая исследуется по всем необходимым параметрам и на неё после уплаты за эту работу до 6 тыс.руб. выдается документ подтверждающий отсутствие карантинных объектов (сертификат). И тогда возникает резонный вопрос - зачем при реализации семян из этой партии повторно проводить проверку отгруженных семян из каждой машины, т.е. еще минимум 15 раз? При этом несмотря на то, что сегодня в Россельхознадзоре не плохо налажен электронный документооборот доставка карантинного инспектора и ожидание своей очереди на отбор проб может затягиваться на 8-10 дней, что существенно замедляет оборот семян и иногда приводит к потере клиента.
Правда, надо отдать должное руководству Россельхознадзора, что по данному вопросу началась совместная работа по подготовке проекта нормативного акта, направленного на исправление этой ситуации.
Еще большие неудобства создают производителям семян подходы региональных подразделений Россельхознадзора по установлению карантинных зон (например, по амброзии полынолистной, а так же фомопсису) и их излишнем дроблении. Так, если взять амброзию полынолистную, то ее ариал, несмотря на серьезные нормативные запреты и административные действия по купированию очагов за сто лет расширился и сегодня охватывает более половины субъектов Федерации с наиболее развитым селькохозяйственным производством, а с потеплением климата постепенно продвигается на север страны.
Таблица. Площадь, га (количество субъектов РФ) установленных карантинных фитосанитарных зон на территории России за период 2016–2023 гг. по отдельным видам растений
Во-первых, нужен ли карантинный контроль в растениеводстве? Уверен, что его необходимость ни у кого не вызывает сомнения, так как ни один сельхозтоваропроизводитель не хочет нести потери урожая и, как следствие, прибыли (а то и убытки) из-за того, что кто-то привез в регион какой либо карантинный объект. Мало кто уже помнит те времена, когда картофель мы выращивали без колорадского жука, которого завезли в СССР по недогляду соответствующих служб. И сегодня не только несём существенные затраты (до 15 тыс. рублей на 1 га), но и вынуждены мириться с увеличением негативного влияния на экологическую обстановку при выращивании картофеля. При этом практика показывает, что основным сдерживающим фактором его распространения на север является не столько карантинные мероприятия, сколько глубина промораживания почвы.
Сегодня героически боремся с мраморным клопом, который прилетел в мой дом из Абхазии и похоже, эффект его сдерживания будет аналогичным. Хотя, конечно, никто не говорит об отказе от мероприятий по сдерживанию его распространения.
Эти и другие примеры красноречиво говорят о том, что мероприятия, направленные на защиту территории страны от проникновения карантинных объектов и их распространения очень важны, но, во-первых, они должны быть эффективными, а во-вторых, не создавать искусственных барьеров для развития производства. К подобным барьерам мы относим, например, проведение повторных анализов каждой машины реализованных семян из одной и той же партии, выращенных в идентичных условиях и хранящихся в одном месте. Не совсем понятно зачем десятикратно дублировать проведение всех исследований если при формировании партии семян уже проводились исследования растений в поле (в акте апробации указывается отсутствие карантинных объектов) и в складе от всей партии, например, 300 тонн отбирается проба, которая исследуется по всем необходимым параметрам и на неё после уплаты за эту работу до 6 тыс.руб. выдается документ подтверждающий отсутствие карантинных объектов (сертификат). И тогда возникает резонный вопрос - зачем при реализации семян из этой партии повторно проводить проверку отгруженных семян из каждой машины, т.е. еще минимум 15 раз? При этом несмотря на то, что сегодня в Россельхознадзоре не плохо налажен электронный документооборот доставка карантинного инспектора и ожидание своей очереди на отбор проб может затягиваться на 8-10 дней, что существенно замедляет оборот семян и иногда приводит к потере клиента.
Правда, надо отдать должное руководству Россельхознадзора, что по данному вопросу началась совместная работа по подготовке проекта нормативного акта, направленного на исправление этой ситуации.
Еще большие неудобства создают производителям семян подходы региональных подразделений Россельхознадзора по установлению карантинных зон (например, по амброзии полынолистной, а так же фомопсису) и их излишнем дроблении. Так, если взять амброзию полынолистную, то ее ариал, несмотря на серьезные нормативные запреты и административные действия по купированию очагов за сто лет расширился и сегодня охватывает более половины субъектов Федерации с наиболее развитым селькохозяйственным производством, а с потеплением климата постепенно продвигается на север страны.
Таблица. Площадь, га (количество субъектов РФ) установленных карантинных фитосанитарных зон на территории России за период 2016–2023 гг. по отдельным видам растений
Источник: Национальный доклад о карантинном фитосанитарном состоянии территории РФ
Амброзия витала: в «Августе» оценили динамику присутствия и угрозу самых распространенных в России карантинных объектов (tppchr.ru)
Справочно: Родом из Центральной и Северной Америки амброзия полыннолистная в Европу была завезена после XVIII века. Интродуцирован и широко распространен в Азии и Европе на 35…50о широте. В 1919 г. впервые была найдена в окрестностях Ставрополя. В 1925 г. была обнаружена на Украине.
Районы распространения - охватывают 54 субъекта Российской Федерации:
Смоленская область, Брянская область, Тверская область, Калужская область, Ярославская область, Москва и Московская область, Владимирская область, Нижегородская область, Ивановская область, Костромская область, Кировская область, Пермский край, Республика Марий Эл, Удмуртская Республика, Челябинская область (запад), Свердловская область (запад), Республика Татарстан,Тульская область, Орловская область, Рязанская область, Липецкая область, Курская область, Пензенская область, Тамбовская область, Белгородская область, Ульяновская область, Воронежская область, Чувашская Республика, Республика Мордовия,Волгоградская область, Ростовская область, Краснодарский край, Республика Калмыкия, Саратовская область, Самарская область, Республика Башкортостан, Оренбургская область, Астраханская область, Республика Крым и Севастополь, Республика Адыгея, Ставропольский край, Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Дагестан, Красноярский край (юг), Республика Хакасия, Республика Тыва, Иркутская область, Республика Бурятия (юго-запад), Приморский край, Хабаровский край, Еврейская АО, Амурская область.
Обращение семян на рынке сопряжено с оформлением карантинных сертификатов и некоторые положения нормативных документов в области карантина растений существенно затрудняют производство и реализацию семян на рынке и при этом, слабо влияют на распространение карантинных объектов. Наглядным примером этого является дробление территории заселенной одним карантинным объектом на большое количество карантинных зон, имеющих между собой общие границы. Так Краснодарский край, где Амброзия полыннолистная распространена практически повсеместно (4 миллионов 400 тысяч гектаров). Разделен более чем на 4125 карантинных зон (приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора №1452) граничащие между собой (до 09.11.2020 года были 42 карантинные зоны). В результате собственник семян при их перевозке с поля на свой же завод должен оформлять карантинные документы на каждое транспортное средство с оплатой всех проводимых анализов и отвлечением работников Россельхознадзора, у которых и так не хватает времени для своевременного выезда на обследование всех этих искусственно созданных партий подкарантинной продукции. В свою очередь, Краснодарский край граничит со Ставропольским краем и Ростовской областью, которые так же являются карантинными зонами по этому объекту. С точки зрения предотвращения расширения ареала Амброзией полыннолистной объединение Краснодарский края, Ставропольского края и Ростовской области в одну карантинную зону не несет ни каких отрицательных последствий. Амброзия повсеместно распространена во всех трех этих субъекта и выполнение вышеуказанных карантинных требований (по мнению экспертов) является излишним и ни как не влияет на улучшение карантинной обстановки т. к. перемещение семян происходит внутри территорий, которые и так заражены этим карантинным объектом. Подобная ситуация приводит не только к необоснованному увеличению сроков доставки семян, удорожанию их производства, но и не оправданной перегрузке кадровых ресурсов Россельхознадзора.
По мнению участников Форума «Русское поле - 2024» существует объективная необходимость рассмотреть возможность укрупнения карантинных зон по амброзии полынолистной путем их объединения на очередном совещании представителей Россельхознадзора и членов НСА.
Амброзия витала: в «Августе» оценили динамику присутствия и угрозу самых распространенных в России карантинных объектов (tppchr.ru)
Справочно: Родом из Центральной и Северной Америки амброзия полыннолистная в Европу была завезена после XVIII века. Интродуцирован и широко распространен в Азии и Европе на 35…50о широте. В 1919 г. впервые была найдена в окрестностях Ставрополя. В 1925 г. была обнаружена на Украине.
Районы распространения - охватывают 54 субъекта Российской Федерации:
Смоленская область, Брянская область, Тверская область, Калужская область, Ярославская область, Москва и Московская область, Владимирская область, Нижегородская область, Ивановская область, Костромская область, Кировская область, Пермский край, Республика Марий Эл, Удмуртская Республика, Челябинская область (запад), Свердловская область (запад), Республика Татарстан,Тульская область, Орловская область, Рязанская область, Липецкая область, Курская область, Пензенская область, Тамбовская область, Белгородская область, Ульяновская область, Воронежская область, Чувашская Республика, Республика Мордовия,Волгоградская область, Ростовская область, Краснодарский край, Республика Калмыкия, Саратовская область, Самарская область, Республика Башкортостан, Оренбургская область, Астраханская область, Республика Крым и Севастополь, Республика Адыгея, Ставропольский край, Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Дагестан, Красноярский край (юг), Республика Хакасия, Республика Тыва, Иркутская область, Республика Бурятия (юго-запад), Приморский край, Хабаровский край, Еврейская АО, Амурская область.
Обращение семян на рынке сопряжено с оформлением карантинных сертификатов и некоторые положения нормативных документов в области карантина растений существенно затрудняют производство и реализацию семян на рынке и при этом, слабо влияют на распространение карантинных объектов. Наглядным примером этого является дробление территории заселенной одним карантинным объектом на большое количество карантинных зон, имеющих между собой общие границы. Так Краснодарский край, где Амброзия полыннолистная распространена практически повсеместно (4 миллионов 400 тысяч гектаров). Разделен более чем на 4125 карантинных зон (приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора №1452) граничащие между собой (до 09.11.2020 года были 42 карантинные зоны). В результате собственник семян при их перевозке с поля на свой же завод должен оформлять карантинные документы на каждое транспортное средство с оплатой всех проводимых анализов и отвлечением работников Россельхознадзора, у которых и так не хватает времени для своевременного выезда на обследование всех этих искусственно созданных партий подкарантинной продукции. В свою очередь, Краснодарский край граничит со Ставропольским краем и Ростовской областью, которые так же являются карантинными зонами по этому объекту. С точки зрения предотвращения расширения ареала Амброзией полыннолистной объединение Краснодарский края, Ставропольского края и Ростовской области в одну карантинную зону не несет ни каких отрицательных последствий. Амброзия повсеместно распространена во всех трех этих субъекта и выполнение вышеуказанных карантинных требований (по мнению экспертов) является излишним и ни как не влияет на улучшение карантинной обстановки т. к. перемещение семян происходит внутри территорий, которые и так заражены этим карантинным объектом. Подобная ситуация приводит не только к необоснованному увеличению сроков доставки семян, удорожанию их производства, но и не оправданной перегрузке кадровых ресурсов Россельхознадзора.
По мнению участников Форума «Русское поле - 2024» существует объективная необходимость рассмотреть возможность укрупнения карантинных зон по амброзии полынолистной путем их объединения на очередном совещании представителей Россельхознадзора и членов НСА.
И.А. Лобач